Карта сакральных мест Павлодарского Прииртышья

Таймас аулие являлся выходцем племени Кыпчак, потомком знаменитого Кобланды батыра. Он, рожденный от калмычки Каракоз, обладал особым даром ясновидения и исцеления. Такие способности святого, позволяющие предвидеть будущее и заглядывать в прошлое, тонко улавливать горести и радости, страхи и томления своего народа сделала его известным на всю Сарыарку. Аулие жил в середине XVIII века. Его настоящим именем является Ботакара. За особые и уникальные способности народ прозвал его «аулие». В народе он стал известным под именем Таймас аулие. Одно из предания гласит следующее: «Как-то Таймас проезжал мимо аула, в котором человек переносил тяжкие муки. Почувствовав эти муки, Таймас аулие решил помочь и направился в данный аул. Только заехав в аул, он узнает от жителей печальную весть о недавней смерти человека. Аулие громким голосом просит всех выйти из юрты и начинает ритуал. Обойдя труп человека, он стал камчовать сырмак, висящий на стенах юрты. На месте ударов раздается звонкий, ясный звук. Гоняясь за сверхестественной силой, аулие выходит наружу и продолжает камчовать его вокруг юрты. После долгой погони, усталый аулие заходит в юрту, а в этот момент умерший оживает и открывает глаза». Мавзолей Таймас аулие расположен в Иртышском районе Павлодарской области 22 км к западу от аула Узынсу (географические координаты: N53°28'00,81"E74°44'12,81") и представляет собой прямоугольное сооружение с куполом в центре, сложенное из декоративного камня. Верхняя часть мавзолея представляет собой округлый купол, который венчает полумесяц, укрепленный на металлической подножке в виде шанырака. По углам мавзолея возвышаются колонны с полумесяцами. В южной стороне мавзолея установлен кулпытас с арабской графикой. Входная часть выполнена в виде портала с металлической дверью. Внутри мавзолея имеется под квадратное в плане надгробие, которое сооружено из дикого камня, поверх него установлена кованая ограда с растительным орнаментом. Пол в мавзолее выложен диким камнем. Напротив, входной части у оконного проема установлен гранитный белый подиум-витрина с фрагментами корана, которые были обнаружены не месте могилы Таймас аулие при строительстве мавзолея. На лицевой части подиума выгравирована надпись «Қызығыңа мың жылда тоймас елім, сенемін мен, шын асыл жоймас тегін. Өзіме тартып тұған, ұрпақ болса, аруағымды жүдетіп қоймас менің. (Түгел батыр)». С правой стороны от входа растет «священное» дерево, на ветках которого поломниками повязаны платки и цветные кусочки ткани. Далее вглубь установлен металлический ящик для пожертвований. На подходе к мавзолею у внешней ограды установлена памятная стела с надписью: «Тегі қара қыпшақ руы Бұлттың қыпшақ түп аталары Ожыралы – Сағал әкесі Түгел батыр өз аты Батақара/ халық арасында Таймас аулие атанып кеткен. ХVIII ғасырдың орта кезінде өмір сүрген/ Кесенені 2012 ж. ұрпақтары тұрғызды». С северная часть территории мавзолея огорожена металическим забором, по оставшемуся перимитру зафиксирован ров. Тропинка ведущая к мавзолею выложена диким камнем, на территории мавзолея построено здание для паломников и прихожан, с пристройкой для забоя барана и для приготовления пищи. На сегодняшний день мавзолей Таймас аулие является важным сакральным местом в связи с верой в духовную силу его обладателя. Среди казахов сохранились предания о благих делах, чудотворной силе аулие. Казахи Павлодарского Прииртышья свято чтят память об аулие, дают поминальные обеды и читают молитвы у его могилы. Библиография: 1. Жаманбалинов М., Бәделханов А. Түгел батыр және оның ұрпақтары (тарихи аңыздар, шешендiк толғаулар, шежiре-деректер). - Павлодар: ЭКО, 1998. - 121 б. 2. Жұматов Ғ. Таймас әулие // Шаһар, 2012. - 22 маусым. – 16 б. 3. Самат Маненов. Атамекен. Павлодар, - 2016 г. С. 48