Карта сакральных мест Павлодарского Прииртышья

sultanmakhmut-toraygyrov

         Поэт и писатель, один из ярких представителей казахской литературы начала XX века. Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области. В 1902–1911 годах он обучался в различных школах, медресе. В ноябре 1912 года С. Торайгыров едет в Троицк, желая продолжить образование. Осенью 1916 года С. Торайгыров поступил в Томске на курсы русского языка. В марте 1917 года в Семипалатинске он работает младшим секретарем в казахском комитете. В газете «Сарыарка» публикуются его статьи, стихи, где он восхваляет руководителей партии «Алаш». По состоянию своего здоровья, он летом 1918 года вернулся в Баянаул. Здесь он работал учителем, писал стихи, поэмы. С. Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность.

         Мавзолей С. Торайгырова находится в 3 км к востоку от села, 1 км северо-восточнее оз. Торайгыр, по дороге в г. Павлодар. В 1958 году на могиле был установлен обелиск и сделана металлическая ограда. 1975 г. установлен новый обелиск с барельефом на лицевой грани. В 1993 году к 100-летию со дня рождения над могилой сооружен мавзолей. Выполнен из известняковых блоков в традициях мемориального зодчества Западного Казахстана. По обе стороны мавзолея в один ряд стоят уштасы над захоронениями. Территория вокруг мавзолея выложена плитами из рванного гранита и огорожена.

Сакральность мавзолея Султанмахмута Торайгырова определяется местом выдающегося поэта и писателя в современной казахской культуре, ролью в развитии общественной жизни Казахстана в начале ХХ века. Деятельность, идеи, творческий стиль Султанмахмута как поэта, писателя, общественной личности оказали огромное влияние на формирование национального сознания и культуры целых поколений казахов, на поддержание национального самосознания на пути к независимости страны. Желание отдать дань памяти выдающейся личности поэта и прочитать молитву стало причиной массового посещения места его захоронения.